Содержание

Как убрать воздушную пробку из системы отопления

Как выгнать воздух из системы отопления

Из-за скопления кислорода и углекислого газа в системах отопления появляются воздушные пробки. Чаще всего эта проблема возникает после длительного простоя, например, по окончании летнего сезона перед первым её запуском, после ремонта или замены каких-либо деталей. Поэтому, чтобы обогрев помещения был полноценным и не вызывал дискомфорта, нужно знать, как удалить воздух из системы отопления в частном доме.

Так выглядет завоздушивание системы на тепловизоре

Причины появления и последствия

Поводом для возникновения воздушных пробок служат следующие факторы:

  1. Во время монтажа допущены ошибки, в том числе, неправильно сделаны места перегибов или неверно рассчитаны уклон и направление труб.
  2. Слишком быстрое заполнение теплоносителем системы.
  3. Неправильный монтаж воздухоотводящих клапанов или их отсутствие.
  4. Недостаточное количество теплоносителя в сети.
  5. Неплотные соединения труб с радиаторами и другими частями, из-за чего происходит попадание воздуха извне внутрь системы.
  6. Первый запуск и избыточный нагрев теплоносителя, из которого под воздействием высокой температуры активнее выводится кислород.

Наибольший вред воздух может принести системам с принудительной циркуляцией. При нормальной работе подшипники циркуляционного насоса всё время находятся в воде. При прохождении через них воздуха, они лишаются смазки, что приводит к повреждению скользящих колец из-за трения и нагрева или вовсе выводит из строя вал.

Вода содержит в растворённом состоянии кислород, углекислый газ, магний и кальций, которые при повышении температуры начинают распадаться и оседать на стенках труб в виде известкового налёта. Места труб и радиаторов, заполненных воздухом, больше остальных подвержены воздействию коррозии.

Признаки, по которым можно определить, есть ли воздушные пробки в трубах и радиаторах

Из-за воздуха в системе отопления батареи нагреваются неравномерно. При проверке на ощупь их верхняя часть, по сравнению с нижней, имеет заметно меньшую температуру. Пустоты не дают прогреться им должным образом, поэтому и помещение хуже отапливается. Из-за наличия воздуха в системе отопления при сильном нагреве воды в трубах и радиаторах появляется шум, похожий на щелчки и перетекание воды.

Определить место, в котором находится воздух, можно обыкновенным постукиванием. Там где нет теплоносителя, звук будет более звонким.

Особенно внимательно проверяют сеть на герметичность. Когда отопление запущено выявить неплотные соединения крайне сложно, так как на горячей поверхности вода быстро испаряется.

Методы удаления воздуха

Существуют системы отопления с принудительной и естественной циркуляцией теплоносителя. В первом случае жидкость течёт с помощью циркуляционного насоса, а во втором благодаря определённому наклону труб и давлению в них.

Системы с естественной циркуляцией

Для вывода воздуха из системы этого типа используется расширительный бачок. Он устанавливается в наивысшей её точке. Большая часть воздуха самостоятельно выводится через него при нагреве теплоносителя. Если же воздушные пробки всё равно остались, то многие специалисты рекомендуют увеличить количество жидкости в системе, открыв при этом воздухоотводчики. Тем самым теплоноситель сам вытеснит движением и давлением воздух из сети.

Системы с принудительной циркуляцией

В системах с циркуляционным насосом трубы и радиаторы расположены ровно и без уклона. Для вывода из них воздуха используются воздухоотводчики. Их всегда монтируют на перегибах и в наивысших её точках, так как именно там и происходит скопление газов.

Заливать теплоноситель в систему нужно медленно, так как из-за быстрого наполнения образуются пузырьки с воздухом. Одновременно с этим нужно удалять воздух из радиаторов и других элементов. Чем протяжённее система, тем дольше её заполняют теплоносителем. Если к сети отопления подключен тёплый пол, то установка воздухоотводчиков обязательна, так как часто трубы расположены на разной высоте. Также нужно постоянно следить за количеством теплоносителя в системе, чтобы исключить возможность попадания в неё воздуха.

Виды воздухоотводчиков

Клапаны для удаления воздушных пробок бывают автоматическими и ручными. Ко второму типу воздухоотводчиков относят краны Маевского. Их используют не только для вывода воздуха, но и для его запуска, чтобы слить теплоноситель из системы.

Кран Маевского

Это устройство изготавливают из латуни, имеет простую, но надёжную конструкцию. Основные детали крана Маевского – это корпус и винт. Все детали клапана максимально плотно расположены друг другу, благодаря чему теплоноситель не может выйти наружу. Открывают кран с помощью специального ключа, отвёртки или рукой.

Перед тем как убрать воздух из системы отопления, необходимо подготовить ёмкость для теплоносителя и инструменты. Пошаговая инструкция удаления воздушных пробок с помощью крана Маевского:

  1. Если система отопления работает с помощью циркуляционного насоса, то его следует выключить на время сброса воздуха.
  2. Ключом, отвёрткой или рукой поворачивается кран на 1 оборот против часовой стрелки. Сразу же будет слышно шипение выходящего из радиатора воздуха.
  3. Как только начал вытекать теплоноситель, значит, воздушная пробка удалена, кран Маевского обратно закрывают.

Автоматический воздухоотводчик

Это устройство самостоятельно выводит воздух из системы отопления. Устанавливается либо вертикально или горизонтально. Состоит из латунного корпуса, поплавка, выпускного клапана и шарнирного рычага. Чтобы теплоноситель не мог протечь через него, воздухоотводчик оснащён защитным колпачком.

Принцип работы следующий: если воздуха в камере нет, то выпускной клапан закрыт. По мере его поступления внутрь поплавок опускается. Как только камера полностью заполняется, выпускной клапан открывается, и воздух выводится наружу. После чего поплавок снова закрывает выпускной клапан.

Сепаратор воздуха

Это устройство состоит из металлического корпуса, воздухоотвода, сливного крана и трубки с сеткой. В отличие от обычных воздухоотводчиков, сепаратор сам отбирает воздух из воды. Проходя через сетку теплоноситель завихряется, благодаря чему и образуются пузырьки воздуха. В итоге они поднимаются наверх, и газы удаляются через воздухоотводчик. Помимо воздуха сепаратор отделяет песок, ржавчину и другие примеси. Удаляют шлам через сливной кран, расположенный снаружи на дне корпуса.

Профилактика

Чтобы не было проблем с воздушными пробками, необходимо установить воздухоотводчики у каждой группы отопительных элементов. Так, например, для удаления воздуха из котла автоматический клапан для вывода газов монтируется прямо на нём. Так же им оснащаются все коллекторы. На радиаторах с торца устанавливаются краны Маевского.

Если после выпуска воздуха, радиаторы всё равно плохо нагреваются, следует полностью слить теплоноситель. Так как возможно, что в сети слишком много грязи, а она значительно снижает циркуляцию жидкости в батареях.

Спускаем воздух с системы отопления. Как удалить воздушную пробку?

Отопительная система в частных коттеджах и многоквартирных домах включает в себя трубы и радиаторные батареи, подверженные в процессе эксплуатации естественному завоздушиванию. Попадающие в конструкцию воздушные массы образуют пробку, что затрудняет или полностью останавливает перемещение теплоносителя в трубах. Результатом подобной ситуации становится отсутствие прогрева воздуха в помещениях до необходимых температурных показателей. Существует несколько способов спустить воздух с системы отопления. Давайте разберемся в вопросах удаления воздушных пробок

Причины завоздушивания системы

Существует несколько достаточно распространённых причин, провоцирующих появление воздушной пробки внутри отопительных конструкций:

  • разгерметизация, произошедшая в процессе осуществления планово-предупредительных или ремонтных работ;
  • неправильная промывка или опрессовка системы с последующим заполнением водяного контура штатным теплоносителем;
  • локальное нарушение целостности трубопроводов и радиаторных батарей под негативным внешним воздействием или в результате ошибок обслуживания и эксплуатации;
  • в частных домовладениях – отсутствие в смонтированной системе достаточного трубного уклона и расширительного бачка;
  • пониженный уровень давления в водопроводе, заполнение образовавшихся пустот воздухом;
  • неисправное состояние воздухозаборных элементов;
  • подсоединение к отопительной конструкции системы «тёплый пол» с разными по высоте трубами;
  • всасывание воздуха через негерметичные шовные соединения и участки стыков;
  • низкое качество теплоносителя, перенасыщенность его газами;
  • восполнение объёма теплового носителя путём добавления холодной водопроводной воды.

Одна из наиболее часто встречающихся проблем – наличие ошибок и погрешностей на этапе создания проектной документации или монтажа трубной разводки.

Варианты удаления воздуха с отопления

Оптимальным способом спуска воздуха станет монтирование в отопительную систему ручных (механических) или автоматических воздухоотводчиков. Первый (локальный) вариант заключается в установке кранов Маевского на торцах всех радиаторов.

Второй способ – это вертикальный или горизонтальный монтаж высокопроизводительных отводчиков воздуха, дополненных фильтрами на подачу воды и «обратку». Максимальную эффективность обезвоздушивания показывает многоступенчатая система с раздельным сбросом воздуха в разных точках.

Читать еще:  Не устанавливаются обои на андроид черный экран

Кран Маевского

Запорная арматура игольчатого типа СТД-7073В изготавливается из разных материалов. Латунные изделия не подвергаются коррозии, надёжны и долговечны. В вертикальных системах запорная арматура монтируется на все приборах верхнего этажа, а в горизонтальных – на все радиаторные батареи.

Правила выполнения работ:

  • установить краны;
  • открыть запорную арматуру на один оборот;
  • закрыть кран после появления воды.

Запорная арматура должна быть присоединена в верхней части радиатора, напротив входа горячего водоснабжения. Отверстие фасонной детали располагается по направлению от стены, с небольшим наклоном вниз. Относительно простой способ спуска воздуха с отопления.

Автоматические отводчики

Особенность автоматических воздушных клапанов заключается в разных видах исполнения: угловые, прямые и радиаторные. Удаление воздушной пробки осуществляется посредством наивысших точек в трубопроводной сети. Угловые и радиаторные конструкции монтируются в труднодоступных местах.

Сепараторы воздуха

Устройство отведения воздуха из трубопроводной сети используется в верхней части системы отопительного контура и обеспечивает сбор воды, обогащённой частицами воздуха. Весь растворённый воздух трансформируется в пузыри, после чего полностью и удаляется. Выбор модели зависит от конструктивных характеристик сети, температурного режима теплового носителя, расположения трубопровода и других технических параметров.

Многоступенчатая система

Комбинация нескольких видов устройств в одной схеме обеспечивает максимально эффективный спуск воздуха с отопительной системы.

Правила установки разных устройств:

  • запорная аппаратура Маевского – на радиаторных батареях;
  • автоматический воздухоотводчик – рядом с обогревательным оборудованием, в высшей точки системы отопления;
  • воздухоотводные устройства иного типа – на коллекторах.

Монтаж конкретных видов воздухоотводных изделий в разных установочных местах гарантирует минимальный риск образования скоплений пузырьков воздуха и пробок внутри трубных систем или радиаторных батарей.

Нагрев теплоносителя

Иногда, с целью удаления воздушной пробки с отопительной сети применяется естественный способ удаления избыточного количества воздуха довольно сильным прогревом среды. Температурный режим теплового носителя в этом случае повышается до 95-100 о С, что ускоряет его движение по трубопроводной конструкции и устраняет скопившиеся пробки. Вариант не отличается высокой эффективностью и используется в качестве экстренной меры.

Спуск воздуха с радиатора

На современных конструкциях обезвоздушивание производится через запорную арматуру игольчатого типа СТД-7073В. Старые батареи освобождают от пробки через обычную заглушку, посредством газового ключа, растворителя или преобразователя ржавчины, фум-ленты.

Поэтапное выполнение работ:

  • установить под батарейной секцией с заглушкой пустую ёмкость достаточного объёма;
  • обмотать ветошью часть радиатора вокруг заглушки для снижения напора воды;
  • обработать стыки радиатора и заглушки растворителем ржавчины (при необходимости);
  • осторожно открутить заглушку при помощи газового ключа.

В процессе проворачивания резьбы заглушки нужно прислушиваться к звуку выходящего воздуха. Из батареи при таком варианте спуска воздуха выливается примерно 4-5 л воды, после чего на место устанавливается заглушка, обмотанная сантехнической лентой. Целесообразно заменить стандартную заглушку автоматическим отводчиком или краном Маевского.

Спуск через расширительный бак

В домовладениях с индивидуальной системой отопления устанавливаются расширительные баки закрытого и открытого типа. В открытых конструкциях естественным способом опускается уровень воды или иного теплового носителя.

Долив системы целесообразно осуществлять через нижний вентиль радиатора, но допускается заливать теплоноситель непосредственно в бак. Запущенной системе нужно дать поработать несколько минут, что позволит вытолкнуть пробку. В противном случае применяется стандартный слив через радиатор.

Спуск воздуха с насоса

Если в отопительном контуре есть вмонтированный циркуляционный насос, то воздушная пробка, как правило, нарушает его функционирование. При установке насосного оборудования выше гребёнки, либо использовании только штатного агрегата (котла отопления), нужно ослабить винт, расположенный в центральной части крышки. В результате весь скопившийся воздух выйдет наружу. После стравливания воздуха циркуляционный насос нужно включить на 5-10 минут для прокачки трубопроводной сети.

Как спустить воздух в квартире

Сброс избыточного воздуха в системах отопления многоквартирных домов осуществляется по стандартной схеме.

При нижнем розливе:

  • запуск элеватора на сброс;
  • использование запорной арматуры;
  • перепускание стояка на сброс.

В многоквартирных домах с верхним розливом производится открытие специализированного «сбросника» на расширительном баке при выдвинутом штоке.

Признаки наличия воздуха в отоплении

Неправильное функционирование и снижение эффективности отопительной системы вследствие её завоздушивания сопровождается характерными признаками:

  • слишком шумным перемещением теплоносителя по трубам и радиаторам;
  • вибрацией конструкций, ослабеванием соединений и разрушением сварных швов;
  • нарушением циркуляции теплоносителя;
  • неравномерный прогрев батареи в разных частях;
  • ощутимым увеличением расхода используемых топливных ресурсов.

Скопившиеся внутри металлических конструкций воздушные массы провоцируют постепенные коррозийные изменения, что является причиной разрушения системы и её преждевременного выхода из строя. Нужно как можно скорее избавиться от воздушных пробок.

Профилактические меры

К числу наиболее эффективных и доступных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение завоздушивания сети, относится:

  • соблюдение правил монтажа всех элементов конструкции и комплектующих;
  • установка специальных устройств, отводящих воздух в ручном или автоматическом режиме;
  • регулярная ревизия герметичности стыков и участков соединений;
  • спуск воздуха до заполнения водой системы отопления;
  • контроль работы водогрейного оборудования;
  • проверка характеристик теплового носителя на соответствие требованиям;
  • контроль показаний манометра и давления в трубопроводах;
  • систематический визуальный осмотр трубопроводов и радиаторных батарей.

Настоятельно рекомендуется в процессе эксплуатации и обслуживания периодически выполнять штатное удаление воздушных пробок.

Как устранить или выгнать воздух из системы отопления

С проблемой воздуха в трубах и радиаторах сталкиваются владельцы частных домов с автономным отоплением.

Но еще сильнее проявляется она в жилых и офисных зданиях, отапливающихся централизованно.

Для борьбы с завоздушиванием тепловых магистралей используется несколько методов. О них мы расскажем ниже.

В чем опасность скопления

Попавший в трубопроводы и радиаторы отопления воздух становится причиной серьезных неприятностей:

    воздушные пробки препятствуют нормальной циркуляции жидкости в системе.

В результате, уменьшается или вовсе прекращается поступление теплоносителя в радиаторы.

Батареи недостаточно прогреваются, и за счет уменьшения разницы температур между их поверхностью и воздухом в помещениях, снижается эффективность теплоотдачи;
воздух и вода – причина интенсивной коррозии внутренних поверхностей.

Дополнительные факторы (например, добавление активных химических веществ в теплоноситель при централизованном теплоснабжении) увеличивают опасность разрушения материалов трубопроводов и радиаторов, многократно.

Водород в свободном виде – взрывоопасный газ.

Кроме того, в зависимости от уровня pH (определяется химическим составом теплоносителя) материала и качества защитных покрытий, контакта алюминиевых радиаторов (видео сварки алюминия электродом, инвертором посмотрите тут) с другими металлами, процесс электрохимической коррозии и выделения водорода идет с различной интенсивностью.

А что вам известно про кран Маевского для полотенцесушителя? Как и в каком месте его установить, узнаете после прочтения полезной статьи.

Нужен ли кран Маевского для биметаллических радиаторов, написано на этой странице.

При высокой скорости образования газа, он не успевает подниматься вверх и создает внутри радиаторов зоны повышенного давления.

Это способно нарушить целостность батарей.

Причины появления в магистралях

Воздух в системах отопления – явление, практически, неизбежное. Причины его появления следующие:

  • выделение растворенного в теплоносителе воздуха при нагревании до температур, близких к кипению;
  • неправильный выбор или нарушения при монтаже: направление и величина уклона трубопроводов.

Эти ошибки приводят к тому, что воздух не может свободно перемещаться по магистралям, и образует скопления (пробки);
проведение профилактики и ремонтов.

Разборка трубопроводов, демонтаж и монтаж элементов, обязательно, разгерметизируют систему, открывая воздуху доступ внутрь (можно ли холодной сваркой заварить трубу отопления прочитайте в этой статье);
несоблюдение технологии заполнения системы теплоносителем.

После монтажа или в начале отопительного сезона, трубы заполняют с определенной скоростью, обеспечивая вытеснение и отвод воздуха.

Нарушение этого правила приводит к появлению воздушных пробок в радиаторах;

  • снижение давления в трубопроводах;
  • подсос воздуха в местах повреждений и на негерметичных стыках.
  • Важно! Заметить мелкую течь, сложно, поскольку, нагретый теплоноситель, быстро испаряется.

    Способы удаления

    Как удаляют воздух из отопительной системы?

    Ответ на этот вопрос зависит от конфигурации и режима циркуляции теплоносителя – искусственный или естественный.

      Естественная (гравитационная) циркуляция.

    При отоплении с таким вариантом циркуляции используют верхнюю разводку труб из сшитого полиэтилена (какие диаметры поступают в продажу, прочитайте здесь).

    Для удаления воздуха устанавливается расширительный бачок в самой высокой точке.

    При этом, обязательно, выполнить условия свободного перемещения воздуха по трубопроводам к месту установки расширительного бачка.

    С этой целью, обязательно, предусматривается уклон труб при проектировании и монтаже отопления.

    А что вам известно про титаны на дровах для нагрева воды, цены на которые можно узнать в полезной статье? Переходите по ссылке и прочитайте материал перед тем, как пойти в магазин.

    Как узнать вес стальной, оцинкованной трубы, написано здесь.

    На странице: http://ru-canalizator.com/septiki/otstojnik/chistka-topas.html прочитайте про обслуживание септика Топас 5 своими руками.

    Величина уклона выбирается исходя из диаметра труб, давления, скорости перемещения потока теплоносителя, его плотности (скорости движения воздуха в жидкой среде).

    Расчет уклона – задача сложная, на практике используют рекомендованные в литературе величины.

    Для отопления с естественной циркуляцией, угол наклона труб составляет 5-10 мм на погонный метр трубопровода.
    Режим принудительной циркуляции.

    При централизованном отоплении с принудительной циркуляцией и нижней разводкой, в самой высокой точке системы, устанавливают воздухосборник.

    На подающей магистрали, организовывается подъем по направлению движения теплоносителя.

    Обратный трубопровод монтируют с уклоном, в направлении движения жидкости, что упрощает слив теплоносителя при ремонте и после завершения отопительного сезона.

    Кроме того, в таких системах отопления устанавливают краны (клапаны) — воздухоотводчики, в точках вероятного образования воздушных пробок.

    Важно! Подобными кранами комплектуются все радиаторы на стояках отопления верхних этажей!

    Рекомендуется устанавливать воздухоотводчики и на других элементах систем (полотенцесушители и др.)

    Что представляют собой воздухоотводчики

    Для удаления воздуха из радиаторов отопления и других элементов служат краны или клапаны.

    Возможно, использование для стравливания воздуха шаровых кранов — в домах почтенного возраста, они, нередко, установлены на старых чугунных радиаторах.

    Недостаток такого оборудования – низкая пропускная способность.

    При удалении воздуха сливается и значительное количество теплоносителя.

    Потребители используют это свойство для слива горячей воды, для бытовых нужд.

    Более распространены сегодня воздухоотводчики с игольчатым клапаном.

    Игольчатые клапаны с ручным управлением (т.н. краны Маевского) устанавливают для удаления воздушных пробок в радиаторах отопления.

    Они, эффективно, стравливают скопившийся воздух, но за счет малого диаметра калибровочных и сливных отверстий, предотвращают значительные потери теплоносителя.

    Краны Маевского – малогабаритные, удобные для эксплуатации, устройства.

    Их использование при централизованном теплоснабжении , сопряжено с некоторыми проблемами:

      в таких системах велика вероятность завоздушивания радиаторов, поэтому пользоваться воздухоотводчиками приходится, сравнительно, часто;


    качество и чистота теплоносителя при центральном отоплении оставляют желать лучшего.

    Отверстия кранов засоряются, в результате, их, необходимо, периодически, чистить (чуть ли не ежемесячно);
    перебои в работе отопления сопровождаются резкими скачками давления.

    Гидроудары, если устройство не имеет предохранительного клапана, чреваты выходом кранов Маевского (все виды для чугунных радиаторов описаны на этой странице) из строя.

    Автоматического типа

    В автоматических устройствах клапан управляется сигналом датчика. В конструкции устройств применяют датчики поплавкового типа.

    При снижении уровня жидкости до порогового значения, клапан отпирается и стравливает воздух.

    Повышение уровня теплоносителя приводит срабатыванию датчика, и запиранию клапана.

    Такие устройства функционируют без вмешательства человека.

    Производители выпускают автоматические воздухоотводчики горизонтального и вертикального исполнения.

    Производительность этих устройств позволяет устанавливать их на магистралях централизованного отопления, в местах вероятного возникновения воздушных пробок.

    Зарекомендовали себя они и для автономных систем закрытого типа.

    Важно! Автоматические воздухоотводчики чувствительны к качеству и чистоте теплоносителя!

    При централизованном теплоснабжении, наибольшую эффективность демонстрируют многоступенчатые системы обезвоздушивания.

    Они включают автоматические воздухоотводчики, в разных местах на трубопроводах, и краны Маевского, на радиаторах и бойлерах косвенного нагрева (схема подключения к котлу).

    В этом случае, отдельное стравливание воздуха из групп устройств, стояков и т.д. гарантирует, практически, полное его удаление и высокую эффективность теплоотдачи.

    Следует помнить! Использование воздухоотводчиков приводит к дополнительным потерям теплоносителя в ходе обезвоздушивания и повышению давления в магистралях.

    Как обнаружить пробку и восстановить циркуляцию

    Потребитель, собственными силами, может удалить воздушную пробку только на тех участках и элементах систем отопления, где установлены воздухоотводчики с ручным управлением.

    Контролируют работу автоматических устройств и обслуживают их специалисты организаций – поставщиков тепла и ЖКХ с соответствующим уровнем профессиональной подготовки.

    Не всегда, не достаточный прогрев радиаторов – следствие образования воздушной пробки.

    Другие причины этого явления :

    1. недостаточная температура теплоносителя,
    2. потери в магистралях,
    3. снижение и т.д.

    Поэтому, прежде, чем спускать воздух из радиаторов, необходимо убедиться, что причина – в воздушных пробках, и определить места их образования.

    О завоздушивании свидетельствуют:

      неравномерный прогрев отопительных приборов.

    Примером может служить нагрев только нижней части радиаторов или его полное отсутствие, в то время, как температура трубы подачи и обратного хода говорят о поступлении горячего теплоносителя;

  • посторонние звуки в трубах и отопительных приборах – бульканье и др.;
  • протекание теплоносителя (как сделать ремонт труб из сшитого полиэтилена прочитайте здесь).
  • Место образования пробки определяют легким постукиванием по поверхностям отопительных приборов и участков трубопроводов.

    В местах скопления воздуха звук получается звонким.

    Для стравливания воздуха из радиаторов, если они не оборудованы кранами Маевского, ослабляют заглушку.

    Воздух выходит с характерным шипением. Когда звуки прекращаются, и начинает подтекать вода, пробку снова затягивают.

    Процедура обезвоздушивания на радиаторах и участках систем с краном Маевского, значительно, проще и удобнее.

    Важно! Удалить воздух без утечки теплоносителя не получится! Поэтому емкость и/или тряпка для сбора жидкости не помешают.

    Для стравливания воздуха:

    • поворачивают запорный винт на пол оборота (оборот) до появления характерного шипящего звука;
    • кран оставляют в таком положении до тех пор, пока звуки не прекратятся, и из сливного отверстия не появится равномерная струя теплоносителя;
    • заворачивают запорный винт до упора.

    Если проблему решить не удалось, процедуру повторяют, сливая некоторое количество (до 200-500 мл) теплоносителя.

    Когда и это не помогает, прочищают трубы подвода и радиаторы.

    Очень важно! В случае с алюминиевыми радиаторами, обязательно, соблюдать требования пожарной безопасности (про оборудование для сварки алюминия прочитайте здесь).

    Выходящий газ содержит водород – такая смесь пожаро- и взрывоопасна!

    Собственными силами можно попытаться удалить воздух из системы отопления и из участков трубопровода.

    Для этого поочередно закрывают запорные вентили на трубах подачи.

    Как удалить воздушную пробку, не сливая воду из системы отопления, посмотрите в видеосюжете.

    Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями В Контакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

    Удаление воздуха из системы отопления: как производится спуск воздушной пробки

    Появление воздушных пробок в системе отопления сопровождает неравномерный прогрев приборов и настораживающий шум в трубопроводе. Теплоноситель по контуру перемещается “рывками”, возрастает вероятность гидроудара. Согласитесь, эти явления хотел бы исключить любой здравомыслящий хозяин.

    Устранить и предупредить перечисленный негатив позволяет простое действие – удаление воздушных пробок из системы отопления. Как это сделать? Как грамотно собрать контур, какие устройства следует установить, чтобы воздух своевременно удалялся, узнаете из предложенной нами статьи.

    Представленная к ознакомлению информация опирается на нормативную документацию. Мы описали все возможные способы, применяемые против формирования воздушных заторов. Для оптимизация восприятия материал дополнен фото-подборками, схемами, видео.

    Чем опасны воздушные пробки?

    Попадание воздуха внутрь водяной отопительной системы – явление очень распространенное. И реагировать на него следует незамедлительно. Хотя некоторое количество воздуха в системе может показаться не опасным, оно нередко становится причиной более серьезных проблем.

    А иногда завоздушенность радиатора или труб позволяет выявить поломки или огрехи в монтаже отопительной системы.

    Наличие воздушных пробок обычно проявляется в виде неравномерного прогрева отдельных элементов системы, например, радиаторов.

    Если устройство заполнено теплоносителем лишь частично, его работу сложно назвать эффективной, поскольку помещение недополучает часть тепловой энергии, т.е. не прогревается.

    Если воздух скопился в трубах, он препятствует нормальному продвижению теплоносителя. В результате работа отопительной системы может сопровождаться довольно сильным и неприятным шумом.

    Иногда часть системы начинает вибрировать. Наличие воздуха в контуре вызывает активизацию различных химических процессов, например, может вызывать распад кальциевых и магниевых гидрокарбонатных соединений.

    Это приводит к образованию углекислоты, что нарушает кислотно-щелочной баланс теплоносителя. Повышенная кислотность способствует усилению коррозионного воздействия на элементы отопительной системы, что может привести к заметному сокращению срока их службы.

    Кроме того, химические процессы, протекающие под воздействием высокой температуры, вызывают отложение на стенках труб и радиаторов известняковых осадков, создающих плотный налет.

    В результате просвет трубы уменьшается, характеристики отопительной системы изменяются, она работает с меньшей отдачей. Большое количество известкового налета может полностью забить трубы, их придется прочищать или даже полностью заменять.

    Если в схему отопления включен циркуляционный насос, наличие воздуха в системе может пагубно отразиться и на его работе. Подшипники этого устройства рассчитаны на постоянное пребывание в водной среде. Если в насос попадет воздух, подшипник будет работать в режиме сухого хода, что вызовет его перегрев и поломку.

    Причины появления излишнего воздуха

    Причин появления воздуха множество, полностью избежать этого явления довольно сложно. И все же следует изучить факторы, под воздействием которых в отопительной системе образуются воздушные пробки, чтобы минимизировать их воздействие на систему.

    Чаще всего воздух проникает в систему:

    • если отопление изначально было смонтировано неправильно;
    • при несоблюдении правил заполнения отопительного контура водой;
    • если нарушена герметичность соединения отдельных элементов системы;
    • когда в системе отсутствуют или неправильно используются устройства для отвода воздуха;
    • после проведения ремонтных работ;
    • при возмещении потерянного объема теплоносителя с помощью холодной воды.

    Неправильный монтаж отопительной системы приводит к ее завоздушиванию в тех случаях, когда трубы проложены с неправильным уклоном, образуют петли и т.п. Лучше всего отследить такие участки еще на этапе проектирования автономного отопления.

    Заполнение контура водой следует выполнять по принципу: чем больше объем теплоносителя, тем меньше скорость его поступления в систему. Если вода поступает слишком быстро, на определенных участках она может стать спонтанным вариантом гидрозатвора, препятствуя естественному процессу вытеснения воздуха из контура.

    В местах соединения труб и радиаторов нередко возникают протечки. Иногда трещина настолько мала, что вытекающая из нее вода почти сразу же испаряется. Отверстие остается незамеченным, и через него постепенно проникает воздух, который заменяет утраченный объем воды.

    Поскольку тем или иным образом контур все же может оказаться завоздушенным, при проектировании отопления следует предусмотреть установку специальных устройств, предназначенных для спуска воздуха из системы отопления. Если такие воздухоотводчики уже имеются, но не дают желаемого эффекта, возможно, некоторые из них сломаны и требуют замены.

    Бывает и так, что устройства для выведения воздуха неэффективны из-за их неправильной установки или недостаточного количества. Неизбежно попадание воздуха в систему после ее ремонта. В этом случае обязательно придется проводить мероприятия по развоздушиванию.

    Если часть объема теплоносителя утеряна, его необходимо восполнить. Свежая вода, в отличие от той, что уже находится в системе, содержит некоторое количество растворенного в ней воздуха. При нагреве он выделяется в виде небольших пузырьков и накапливается, образуя пробки.

    Если в систему долили свежий теплоноситель, через некоторое время не помешает убедиться, что она нигде не завоздушена.

    Способы удаления воздуха из системы

    Итак, чтобы избежать завоздушивания отопительной системы, необходимо правильно ее спроектировать и установить, своевременно очищать и заполнять теплоносителем без ненужной спешки.

    И даже при этом одна или несколько воздушных пробок могут все же появиться в системе. Что делать в таком случае? Порядок действий во многом зависит от особенностей конструкции отопительной системы.

    Способ #1 — соблюдение правил монтажа

    В схемах с естественной циркуляцией теплоносителя при верхней разводке удаление воздуха осуществляется через открытый расширительный бак. При монтаже такой системы подающую магистраль устанавливают таким образом, чтобы она поднималась вертикально к баку.

    Емкость, обеспечивающую простор для расширения теплоносителя при нагреве, ставят в самой верхней точке системы, чем и обеспечивают естественное продвижение жидкости по отопительному контуру.

    Как убрать воздушную пробку из системы отопления

    Воздушная пробка – побочный продукт, возникающий в процессе циркуляции теплоносителя. Существует ошибочное мнение, что воздушные пробки появляются только в неграмотно спроектированных системах отопления. Это не совсем правильно. Воздушные пробки шагают бок о бок с любой системой циркуляции теплоносителя.

    Воздушная пробка получается из мелких пузырьков воздуха, которые образуются под воздействием нагрева рабочей жидкости. То есть в процессе разогрева из воды выпрессовывается воздух. Сотни и тысячи мелких пузырьков накапливаются в какой-то одной зоне, образуя воздушную пробку.

    Параллельно с нагревом теплоносителя причиной появления воздуха может стать разгерметизация циркуляционного контура. Речь не идет за явные разрывы труб, о которых сигнализируют свищи. На каком-то стыке может начать потихоньку сочиться жидкость. Часто такое случается, что под дырявой трубой даже не образовывается лужа, так как жидкость успевает испаряться. Воздух медленно, но уверенно затягивается в систему, приводя со временем к возникновению большой и мощной воздушной пробки.

    Еще одной из причин появления воздушной пробки является неправильная заправка трубопроводного контура. Часто и густо владельцы автономного отопления торопятся, заполняя коммуникации водой под напором. Так делать категорически запрещено. Отопительный контур должен заправляться максимально медленно. Плавное поступление жидкости позволит выпрессовать весь имеющийся в трубах воздух.

    К чему может привести воздушная пробка

    • Нарушение теплообменных процессов в радиаторе
    • Снижение эффективности обогрева
    • Возникновение гидроудара
    • Увеличивается износ насосного оборудования
    • и прочее-прочее

    Опасность воздушной пробки иногда недооценивается администратором теплового контура. Закупорка протока в трубах приводит к изменению давления в системе. Слабые места трубопроводных коммуникаций мгновенно дают течь.

    Очень опасен обратный гидроудар. Это явление возникает в тот момент, когда нагнетенный поток теплоносителя встречает на своем пути сгусток воздуха, мешающий его протоку. Теплоноситель мгновенно останавливается, создавая гидроудар. Данное явление становится причиной ускоренного износа не только насосной техники, но и всей запорной, защитной и измерительной арматуры.

    Не нужно забывать и про негативное воздействие воздуха на трущиеся пары силовых установок. Такое вполне может случиться, что воздушная пробка доберется до насоса. Работая “на сухую”, насосное оборудование подвергается значительным перегрузкам. Насос может выйти из строя.

    И самое главное, воздушная пробка является существенной помехой для создания оптимального микроклимата в отапливаемых апартаментах. Может доходить до того, что система климатконтроля в районе закупоренной батареи будет требовать увеличения мощности горения котла. В соседних же комнатах датчики будут “ругаться” на повышение температуры. Как итог, автоматика отопительного контура придет в замешательство, выбив системную ошибку.

    Как диагностировать воздушную пробку

    На практике воздушная пробка диагностируется очень легко. Проблемная область циркуляционного контура имеет пониженную температуру. Если пробка скопилась в радиаторной батарее, то низ радиатора будет разогрет на максимум, а в вершине батарея будет на порядок более холодной. Ведь у воздуха и воды абсолютно разные уровни теплоемкости. Воздух в пробке разогревается медленнее и хуже.

    Когда пробка скапливается в корпусе циркуляционного насоса, то аномальное поведение отопительной системы будет наблюдаться по всему трубопроводному контуру. Температура радиаторов будет невысокой, несмотря на высокую мощность работы котельной техники.

    Стоит обратить внимание, что грамотный администратор отопительного контура никогда не будет дожидаться, когда воздушная пробка начнет снижать тепловую отдачу от радиаторных батарей. Гораздо правильней будет предупредить возникновение воздушной пробки.

    Борьба с воздушной пробкой

    Начинать нужно еще на этапе проектирования отопительного контура. Бороться с воздухом в батареях можно при помощи следующих средств:

    • Автоматический воздухоотводчик
    • Сепаратор воздуха
    • Кран Маевского

    Воздухоотводчик работает в паре с клапаном сброса избыточного давления. Когда воздух накапливается до пороговой отметки, поплавок приподнимается, чем провоцирует срабатывание клапана для сброса избыточного давления.

    В основе сепаратора находится металлическая сеточка. Поток воды разбивается о ячейки и из теплоносителя выделяются пузырьки воздуха. Воздух скапливается в специальном резервуаре с клапаном. Когда давление достигает максимума, резервуар с воздухом опустошается.

    Кран Маевского является универсальной арматурой. При помощи этого устройства можно выпускать и скопившийся в системе воздух, и избыточное давление. В отличии от вышеописанных приборов кран Маевского работает в полностью ручном режиме. Данным устройством целесообразно оснащать каждую радиаторную батарею, особенно на верхних этажах.

    Касательно воздухоотводчика и сепаратора, данные приспособления работают в полностью автоматическом режиме. Эти устройства размещаются чаще всего перед циркуляционным насосом, чтобы защитить дорогостоящее оборудование от негативного воздействия воздушной пробки.

    Обратите внимание, все вышеописанные устройства применимы к закрытым контурам циркуляции, в которых теплоноситель перемещается под действием каких-то моторизированных средств (например, насоса). Параллельно с закрытыми системами можно встретить и открытые контуры. Такое отопление циркулирует под действием природных сил (разница температур, гравитация и пр.).

    В системах отопления с естественной циркуляцией теплоносителя бороться с воздушными пробками можно одним единственным способом. Речь идет про установку расширительного бачка. Емкость устанавливается таким образом, чтобы воздух устремлялся именно в бачок. Как правило, емкость монтируется на вершине отопительной системы. Если говорить, к примеру, за частный дом, то расширительный бачок монтируется на чердаке.

    Отвод воздуха в системах старого образца

    В советские времена отопительные системы разрабатывались без таких элементов, как сепараторы или воздухоотводчики. В прошлом не было даже элементарных кранов Маевского. Системы отопления, разработанные в “совке”, эксплуатируются по сей день. Воздух в отопительном контуре устаревшего образца удаляется достаточно варварскими способами:

    1. Прокачивание системы. Для прокачивания системы на крайнем радиаторе должен быть предусмотрен обыкновенный кран. На горлышко одевается трубка, обратный конец которой должен быть спущен в слив (или в какую-то емкость, например, для хранения технической воды). Кран открывается параллельно с подачей новой воды в систему. Загазованный теплоноситель выходит, а на его место прибывает новая вода.

    2. Полная перезаправка контура. Система отопления должна быть остановлена. Из контура спускается вся жидкость. Далее начинается заправка труб новой водой. Жидкость подается очень медленно, чтобы получилось полностью выпрессовать воздух из труб.

    3. Самонарезной винт. Раньше этим способом не пользовались, так как не было доступа к подобным материалам. Сегодня же владельцы старых отопительных систем активно практикуют метод. Самонарезной винт применим к чугунным советским батареям. Если радиатор закупорился воздушной пробкой в самый неподходящий для этого момент, то в верхнюю часть радиатора вкручивается обмотанный в ФУМ-ленту винт с самонарезной резьбой.

    В процессе вкручивания винтика воздушная пробка выходит. Если того требует ситуация, то в последующие месяцы допустимо повторно спускать воздух. Метиз нужно не до конца выкручивать (винтик затем нужно затягивать до упора). С приходом теплого сезона года в место вкручивания самонарезного винтика устанавливается традиционный кран Маевского.

    Предотвратив появление воздушной пробки отопительная система получит возможность работать с полной отдачей. Когда теплоносителю ничего не будет мешать свободно циркулировать по трубам, от котельного оборудования можно получить максимально высокий КПД. Таким образом у вас получится свести к минимуму нерациональный расход топлива.

    Отдельного слова заслуживает спуск воздушных пробок в таких системах отопления, как теплый пол. До спрятанных под полом теплопроводных магистралей добраться нереально. По этой причине такому обогреву нужна как можно более качественная защита от воздушных пробок.

    Как правило, системы теплого пола укомплектовываются высоконадежными отводчиками воздуха либо же воздушными сепараторами. Дело в том, что закупорка какого-либо канала чревата выходом из строя дорогостоящей регулирующей арматуры, которой оснащаются все отводы циркуляционного контура.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector